Конфликты на работе или почему мы сражаемся в офисах

Конфликты на работе, споры и разногласия в неизбежны любой компании. Они необходимы для роста и движения вперед. Управление конфликтами на работе – это целое искусство, преодоления разногласий, когда поиск решения не превращается в борьбу, а направляется в позитивное русло и каждая из сторон конфликта получает собственные преференции.

Увы, так идеально все выглядит в теории, на практике же конфликты на работе могут быть запутанными и разрушительными и напоминать ссоры в семье. Так, если вы спорите с начальником, это будет похоже на напряженные отношения с отцом семейства. Если на работе конфликт с коллегами, это больше напоминает ссору с братьями и сестрами, а борьба с людьми, которые стоят ниже вас по иерархической лестнице компании или имеют меньше энергии, чем вы, порой провоцирует вас на хулиганство.

Да, каждый из нас должен научиться бороться с собственной агрессией и разрешению конфликтов на работе. При этом мы должны понимать истинные причины по которым возникают конфликты на работе. Часто ответы находятся где-то глубоко внутри психологических причин, почему люди борются и соперничают.

Когда причина или причины возникновения конфликта на работе будет понятна, можно будет разработать способы и алгоритмы взаимодействия при наличии конфликта, которые не позволят никому из его участников не скатиться на уровень примитивных оскорблений, а самой компании уцелеть, несмотря на наличие разногласий среди ее сотрудников.

В этой статье вы найдете новую для себя информацию о том, почему возникают конфликты на работе, узнаете о способах их разрешения и о том, как вести себя в подобных ситуациях.

Конфликты на работе
Причины конфликтов на работе

Что такое «конфликты на работе»?

Конфликт на работе всегда проявляется в нескольких формах. Например, существуют люди, которые делаю вид, что не существует никаких проблем, хотя очевидная проблема имеется. Такие люди могут сказать своим коллегам что-то вроде: «Я не вижу здесь никакой проблемы» в ответ на попытки обратить их внимание на сложившиеся и существующие противоречия. При этом, если представитель противной стороны будет настаивать на существовании проблемы, то он же рискует получить обвинения в излишней эмоциональности и нелогичности. (Его попросту могут обозвать дураком!).

Особенно осторожными в этой ситуации следует быть женщинам, так как они более эмоциональны, чем мужчины, а потом любой конфликт, даже касающийся производственных процессов, приобретает у женщины личную окраску. Если вы пытаетесь обратить внимание на существование проблемы, которая игнорируется, ищите другую тактику или третейского судью внутри вашего коллектива. Это одна из эффективных тактик, как себя вести при возникновении конфликта на работе.

Второй вариант конфликта на работе – прямая агрессия. Проявления обычны для категории людей, которые привыкли «пленных не брать», считают, что они во всем правы, постоянно доказывают свою ценность и проявляют доминирование. Такие люди особенно опасны, потому что всегда имеют круг сторонников, готовых выполнить их просьбы или «приказы».

В офисной жизни такой человек напоминает самодовольного тигра, окруженного стаей преданных шакалов. Если вас провоцируют на конфликт на работе именно такого рода, стоит следить за всеми действиями «тигра» и его сторонников.

Вам следует выбрать тактику пассивной агрессивности. Это означает «не нарываться», но и не оставлять без внимания агрессивные выпады в вашу сторону.

Почему люди конфликтуют на работе?

Как отмечалось выше, разногласия и настоящие конфликты на работе неизбежны. Для возникновения некоторых конфликтов существуют веские причины: все мы находимся в постоянном потоке информации, но рассматриваем ее с разных сторон. Для того, чтобы картина происходящего приобрела целостность, требуется ее постоянное обсуждение и обмен информацией, а не выбор стратегии «есть только мое мнение, а все остальное – неправильно».

Проблема заключается в том, что мы живем и работаем не в идеальном мире, и никто из нас не является совершенным. Каждый привносит в работу свой собственный багаж, а продуктивно работать можно, лишь имея определенную гибкость мышления. Другими причинами возникновения конфликтов на работе являются личная неуверенность, стремление к власти и контролю, привычка к жертвенности.

Как неуверенность может стать причиной конфликта на работе

Конфликты на работе
Неуверенность может стать причиной конфликта на работе

Каждый из нас не может сохранить уверенность во всех возникающих обстоятельствах. Неуверенность также служит причиной того, что человек пытается скрывать свои ошибки, избегая здоровых дискуссий, уклоняется от достижения компромиссов по существующим разногласиям или устранения причин конфликта на работе. Некоторые даже выбирают тактику нападения просто для того, чтобы защитить себя. Иногда человек провоцирует конфликт, чтобы отвлечь внимание людей от того, что у него нет четкого понимания, как можно решить возникшую производственную проблему.

В такой ситуации стоит еще раз вспомнить о том, что никто не идеален и не пытаться тратить время и силы для того, чтобы доказывать свою правоту там, где ее может и не быть. Лучше работать со своими недостатками, а не выбирать сложные обходные пути, способные запутать коллег и спровоцировать новый конфликт на работе с коллегой или начальником.

Стремление к власти провоцирует конфликты на работе

Большинство людей хотят чувствовать определенный контроль как над своей жизнью, так и над тем, что происходит на работе. Мы хотим иметь влияние, признание, которого заслуживаем. Это естественное и здоровое желание. Если человек ищет признания окружающих, одновременно с этим он ищет способы воздействия на людей, которые могут дать ему это признание. При этом люди часто упускают из вида, что у других членов группы (коллег) могут быть другие интересы, а их признание надо заслужить конструктивными действиями. Конфликт провоцируется тогда, когда человек пытается поставить себя выше других, вместо того, чтобы выбрать конструктивное сотрудничество для достижения общих целей.

Разрешение конфликтов на работе зависит от способности человека находить компромисс. Если же он просто пытается оказывать давление на окружающих, то приводит их в повышенную готовность к обороне. В этом случае происходит эскалация конфликта, а не его разрешение. В основе многих конфликтов, возникающих среди персонала фирм и компаний, лежит первобытная борьба за лидерство, а вовсе не стремление найти оптимальный путь для решения повседневных задач.

Выбор роли жертвы как повод для возникновения конфликта

Если вы испытываете неуверенность, но стараетесь справляться со своими недостатками, это хороший путь к управлению конфликтами на работе и поиску способов их разрешения. Гораздо хуже, если у вас есть склонность постоянно изображать из себя жертву, по поводу и без повода. Такое поведение в любом случае спровоцирует конфликт. Если коллеги раскусят, что роль жертвы для вас не более, чем игра и манипуляция для достижения собственных целей, они вряд ли оценят ваши усилия по достоинству. Если же вы совершенно искренне видите себя в роли жертвы, то вам будет плохо внутри данного коллектива постоянно. Такова уж стадная природа человека – в социуме не любят слабых, и пытаются постоянно на них отыгрываться. Вы действительно готовы к такой роли?

Конфликты на работе
Как управлять конфликтами с коллегами

Как выйти из конфликта на работе

Первое, нужно признать, что существование конфликтов на работе – реальный и всеобъемлющий факт. Последствия таких конфликтов могут быть не менее болезненными, чем последствия конфликтов в других областях человеческой жизни. Давайте избавимся от ложного впечатления стерильности обстановки в офисе любой компании.

Развивайте реальную эмпатию и сострадание к другим людям. Постарайтесь понять причины, которые движут вашими коллегами. В чем они не уверены? Чего они хотят? Чем вы можете им помочь? Размышляя над этими вопросами и находя ответы, вы можете изменить и собственные стереотипы и предубеждения, по-другому реагировать в конфликтных ситуациях, а, значит, научиться управлять конфликтами на работе.

Управление конфликтом на работе всегда начинается с управления самосознанием. А в чем вы сами испытываете неуверенность? Если у вас стереотипы или предубеждения против кого-то из коллег? Все ли ваши утверждения и действия на работе истинны и полезны? Как вы относитесь к собственной власти над другими? Каковы ваши отношения с подчиненными? Как вы реагируете на то, когда ваша свобода находится под угрозой или кто-то пытается взять над вами контроль? Пытаетесь ли вы играть роль жертвы? Что это вам дает? Где еще в своей жизни вы это делаете?

Научившись отвечать максимально честно на все эти вопросы, вы получите возможность лучше понимать себя, а также знания, что следует делать вам лично для разрешения конфликтов на работе наилучшим образом.

Ирина Можаркова, практикующий психолог

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *